Коротко о ренга

Ренга (яп. 連歌, «букв. совместное поэтическое творчество») — оригинальный жанр старинной японской поэзии. Стихотворение-ренга состояла по меньшей мере из двух строф (ку, яп. 句); обычно же строф было много больше. Иногда строфы ренги сочиняли два разных поэта — получался своего рода поэтический диалог. Его можно было продолжать сколько угодно, при любом количестве участников. Так родились «сцепленные строфы» — ренга, поэтическая форма, очень популярная в Японии в средние века. Умение делать неожиданные повороты сюжета, сохраняя при этом сложную взаимосвязь с предыдущей строфой, очень ценилось. В «сцепленных строфах» чередовались трехстишия и двустишия. Соединяя их по два, можно было получить сложное пятистишие — танка. Первая, «открывающая» строфа (5-7-5 слогов) называлась хокку, впоследствии она стала основой для создания самостоятельного поэтического жанра.

Теоретик ренга Нидзё Ёсимото писал, что ренга выражает связанными строфами всеобщую связь вещей, единство мира в его бесконечных изменениях: «Если вникните в форму ренга, то увидите, что один стих продолжает другой, отражая великое разнообразие вещей: одно процветает, другое увядает, одно светится радостью, другое омрачается печалью, но все существует рядом друг с другом, все пребывает в движении. Это и есть дао нашего времени. Прошлое становится настоящим, весна — осенью, цветы — желтыми листьями, все уносит поток времени, и отсюда — ощущение быстротечности». ренга живет в ритме самой жизни «с ее незаметными переменами, непредвиденными поворотами, кажущейся сумятицей событий. Жизнь так же изменчива и непредсказуема, как ренга», — продолжал мысль Ёсимото другой исследователь ренга, Макото Уэда.